X

­

Пространство для думающих людей

+7-916-248-51-83

Мы предлагаем

Про любопытство и интерес

Как управлять своим вниманием и сделать скучное интересным.

Замечали ли Вы, как легко заниматься интересными делами? Вы просто ныряете в процесс и находитесь там до тех пор, пока не устанете, Вас что-то не отвлечёт или Вы не утратите интерес. Да, и это чудесно! И, напротив, насколько муторно и невыносимо заниматься скучным делом. В скучном и неинтересном наша продуктивность резко падает, не говоря уже о том, что мы делаем всё, лишь бы уклониться от этой "нудятины".

Но почему одно скучно, а другое интересно, и как определяется эта зыбкая грань? Ведь, правда, заниматься цифрами в таблице судоку интересно, а заниматься цифрами в финансовом отчёте скучно, и мыть посуду тоже скучно, а мыть молодую блондинку (мускулистого брюнета) интересно. Вы можете выбрать тысячу своих собственных вариантов скучно и интересно. Для некоторых людей одно скучно, для других же именно это и интересно. Более того, даже для каждого из нас, одни и те же занятия и факты то скучны, то интересны и любопытны в зависимости от времени и обстоятельств.

У нас есть ответ. Современные исследования в нейрофизиологии показывают, что наша вовлечённость в процесс ключевым образом зависит от того, насколько активен в данный момент гиппокамп — этот маленький участок головного мозга, входящий в состав лимбической системы, который определяет способы и качество усвоения и обработки информации.  Гиппокамп тем более активен, чем значительней представляется информация или действие в рамках более раннего опыта и особенностей личного строения. Попробую объяснить просто. Если в прошлом подобные действия вели к чему то хорошему и приятному — нам интересно совершать те же действия. Если же предшествующий опыт негативен или нейтрален — нам скучно или даже неприятно. Наше личное строение во многом определяет наши успехи. Если у человека большая зона, отвечающая за пространственную ориентацию, и хорошая физическая форма — этому человеку будет легко бросать предметы и этот опыт будет позитивно заряжен по сравнению с прочими опытами. Человек будет стремиться кидать предметы (мячи в корзину, например) и в результате этого натренируется и наработает большой позитивный опыт и станет, например, баскетболистом. Здесь нам поможет метафора оврага: чем глубже и шире овраг, тем больше в него будет попадать воды, и тем глубже станет овраг.

Не важно, чем бы Вы ни занимались, если у Вас это хорошо получается, сама физиология мозга будет подталкивать Вас к тому, чтобы Вы этим занимались. Следующая мысль очень важна: чем больше Вы чем-то занимаетесь, тем лучше у Вас это будет получаться. А чем лучше это у Вас получается, тем Вам интереснее. Это как смотреть в зеркало, в котором отражается зеркало.

Но есть до крайности важная деталь этой схемы, которая либо разрушает весь механизм, либо делает его очень эффективным. Эта деталь — наше подспудное настроение. Если Вы настроены позитивно и радостно по отношению к действию и возможной неудаче — Ваш мозг высокоэффективно выберет наилучшую стратегию и обучится быстро. Но если человек внутри себя считает дело безнадёжным, не верит в успех и вообще полагает, что это не для него — мозг сделает процесс малоэффективным, а значит и неприятным.

Я с интересом наблюдаю за своими детьми в том, как они формируют свои успехи и неудачи, выбирая способ отношения к предстоящим делам. Мой старший сын ненавидит русский язык как предмет. Видели бы Вы, какие он делает глаза, когда ему предстоит заниматься русским языком! Это печаль, достойная древнегреческой трагедии. Результат очень предсказуем — с русским у него по-прежнему очень плохо. При этом он блестяще эрудирован в области стрелкового оружия и истории войн. И, в противоположность этому —  дочка, которая раньше ненавидела математику. В какой-то момент она была заворожена изяществом математических преобразований, и ей понравилась стройность и аккуратность цифр. Она совершила блистательный самостоятельный прорыв в математику и стала одной из лучших учениц класса. Разница здесь не в склонностях и способностях. Она — в эмоциональном восприятии предмета деятельности и веры в себя.

И тут главный вопрос: что с этим всем делать? Он до крайности важен. Люди успешны ровно настолько, насколько в состоянии преодолеть препятствия собственной скуки и нежелания делать то, что не нравится. Может показаться, что некоторые люди просто сделаны из иного теста, и им интересно что-то полезное (есть здоровую пищу, оформлять бюрократические документы и делать зарядку по утрам), но это иллюзия: они просто настроили свой мозг так, чтобы получать удовольствие от важного и неинтересного. Очень хочется быть таким продуктивным человеком, получающим удовольствие от правильного и не желающим вредного. И способ быть таким человеком — гигиена сознания. Её суть очень проста — всякий раз, когда можно испытывать позитивные и продуктивные эмоции, важно их испытывать и делать для этого всё возможное.

Тут много вопросов: какие действия и состояния правильные и продуктивные? Как испытывать эти состояния? Что делать, если хочется делать контрпродуктивное и вредное? И об этом — в следующих постах.

Войти через социальные сети: